Дмитрий ЗВАНЦЕВ

 

Снежана РА

ЭРОС В ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ: Мини-поэма в семи эпизодах. –

Магадан: СРС; М.: Аневир Ink, 2006. – 10 с.

 

Эта таинственная поэтесса русско-болгарского происхождения вполне могла бы снискать шумную известность и стать любимицей столичных литературных салонов. Для этого у нее есть все необходимое: очевидная даровитость стихотворца, парадоксальность поэтического высказывания и эпатажная рискованность затрагиваемых тем. Одно «но»: Снежана Ра по каким-то, одной ей ведомым, принципиальным соображениям категорически избегает публичных выступлений. А без «клубных гастролей», как известно, сегодня поэту раскрутиться весьма и весьма непросто. Но, похоже, Ра и не стремится к шумной известности. Хотя вот и бумажные журналы (как и большинство поэтов новой генерации, Снежана Ра — автор сетевого «воспитания») стали все чаще публиковать стихи поэтессы, и критические заметки появились в солидных изданиях — «НГ Ex Libris», «Знамя» и др. В 2006 году вышел и первый сборник стихов «Городская сумасшедшая».

 

Верлибро-порно-поэмка (авторское определение) «Эрос в читальном зале»  не вполне типичный текст Снежаны Ра.  Нетипичен он, во-первых, по форме – поэма написана радикальным верлибром, без малейшего намека даже на «скрытую» рифму, в то время как для стихов Ра характерна виртуозная игра с тавтограммами и неожиданными рифмовками внутри верлибра или расшатанного дольника. Да и от столь откровенной эротики, граничащей с порнографией,  Снежана Ра все заметнее отдаляется.

 

А в 2005 году «Эрос»  произвел немалый фурор сразу на нескольких интернет-ресурсах. Да и сегодня поэму охотно «перепечатывают» всевозможные интернет-библиотеки эротической литературы и даже сайты знакомств. За Снежаной Ра закрепилась несправедливая репутация порно-поэтессы. Может быть поэтому сама Ра этот свой текст недолюбливает и не включает в авторские подборки даже для интернет-журналов. 

 

Хотя текст ведь хорош! И, по счастью, хорош не шокирующей откровенностью сюжета (нет смысла его раскрывать – поэма доступна пользователям интернета), а характерным для Ра выраженным ироничным дискурсом, парадоксальностью выстроенной сюжетной схемы. При всем физиологизме сюжета, Ра удается не впадать в пошлость дешевой порнушки. По сути «Эрос» - едкое издевательство над на дрянными стишками ПРО ЭТО, заполонившими интернет-ресурсы.

 

Что, впрочем, Ра-«сатиру» ничуть не лишает мощного эротического заряда. А по мне, так «Эрос в читальном зале» - один из лучших образцов современной русской радикально-эротической поэзии.

 

© ДЕТИ РА. 2007. - № 3 – 4.

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz