Дмитрий ЗВАНЦЕВ
Снежана РА
ЭРОС В ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ: Мини-поэма в семи эпизодах. –
Магадан: СРС; М.: Аневир Ink, 2006. – 10 с.
Эта
таинственная поэтесса русско-болгарского происхождения вполне могла бы снискать
шумную известность и стать любимицей столичных литературных салонов. Для этого
у нее есть все необходимое: очевидная даровитость стихотворца, парадоксальность
поэтического высказывания и эпатажная рискованность затрагиваемых тем. Одно
«но»: Снежана Ра по каким-то, одной ей ведомым, принципиальным соображениям
категорически избегает публичных выступлений. А без «клубных гастролей», как
известно, сегодня поэту раскрутиться весьма и весьма непросто. Но, похоже, Ра и
не стремится к шумной известности. Хотя вот и бумажные журналы (как и
большинство поэтов новой генерации, Снежана Ра — автор сетевого «воспитания»)
стали все чаще публиковать стихи поэтессы, и критические заметки появились в
солидных изданиях — «НГ Ex Libris», «Знамя» и др. В 2006 году вышел и первый
сборник стихов «Городская сумасшедшая».
Верлибро-порно-поэмка
(авторское определение) «Эрос в читальном зале» не вполне типичный текст Снежаны Ра. Нетипичен он, во-первых, по форме – поэма написана радикальным
верлибром, без малейшего намека даже на «скрытую» рифму, в то время как для
стихов Ра характерна виртуозная игра с тавтограммами и неожиданными рифмовками
внутри верлибра или расшатанного дольника. Да и от столь откровенной эротики,
граничащей с порнографией, Снежана Ра
все заметнее отдаляется.
А
в 2005 году «Эрос» произвел немалый
фурор сразу на нескольких интернет-ресурсах. Да и сегодня поэму охотно
«перепечатывают» всевозможные интернет-библиотеки эротической литературы и даже
сайты знакомств. За Снежаной Ра закрепилась несправедливая репутация
порно-поэтессы. Может быть поэтому сама Ра этот свой текст недолюбливает и не
включает в авторские подборки даже для интернет-журналов.
Хотя
текст ведь хорош! И, по счастью, хорош не шокирующей откровенностью сюжета (нет
смысла его раскрывать – поэма доступна пользователям интернета), а характерным
для Ра выраженным ироничным дискурсом, парадоксальностью выстроенной сюжетной
схемы. При всем физиологизме сюжета, Ра удается не впадать в пошлость дешевой
порнушки. По сути «Эрос» - едкое издевательство над на дрянными стишками ПРО
ЭТО, заполонившими интернет-ресурсы.
Что,
впрочем, Ра-«сатиру» ничуть не лишает мощного эротического заряда. А по мне,
так «Эрос в читальном зале» - один из лучших образцов современной русской
радикально-эротической поэзии.
© ДЕТИ РА.
2007. - № 3 – 4.