Дмитрий ЗВАНЦЕВ

 

ЛЕСБИЙСКИЙ АВАНГАРД СНЕЖАНЫ РА

 

[Снежана Ра. БИ ЛЭЮ ЛЭЮ ЛЭЙ: Тематическая лирика. – М.: Лит. журн. «Остров», 2007. 40 с.]

 

Третью книжку стихов русской болгарки Снежаны Ра издал московский лесби-журнал «Остров». Для некоторых читателей столь откровенное «самораскрытие» поэтессы стало неожиданностью. Хотя на деле никаких особых сюрпризов Ра не приготовила. Как бы в скобках заметим: если судить по списку участниц двух фестивалей лесбийской любовной лирики (весна и осень 2007), к теме однополой любви все чаще обращаются многие поэты, к этой самой любви вроде бы отношения и не имеющие.

Насколько причастна Снежана Ра к тематической (лесбийской) субкультуре – не берусь судить: при эпатирующей, порой очень рискованной обнаженности ее текстов и интервью, свою личную жизнь поэтесса прячет за семью замками. Тем не менее, творчество Ра в последнее время гораздо чаще появляется на страницах и сайтах именно тематической направленности, а сами стихи и в самом деле все заметнее смещаются в плоскость гомоэротического анализа.

«она была буч матёрая лесби / я просто напрочь /  выплаканная блядь / она звалась Люба / ходила в штанах / курила не красилась пила / материлась посылала всех нах / лицо ее некрасиво и не / имело возраста и пола / была подстрижена под ёж / на правой груди наколка: / «КЛАРА ЦЕТКИН – РАДУГИ ВЫШЕ!» /она меня сняла а я дала...»

«Люба шуба дуба» - самый брутальный текст сборника (пожалуй, даже слишком брутальный). С радикально эротическим замесом, густо пропитанный сленгом и ненормативной лексикой. Что ж, Ра последовательна в своем вызывающем нонконформизме по отношению и к социальному своему бытованию, да и к быту литературному. Еженедельник «НГ Ex Libris» (5.10.2006) дал весьма точную характеристику стихам Ра: «С ТАКОЙ откровенностью женщины-поэты даже сейчас пишут о себе нечасто. У Снежаны Ра эта отчаянная, «последняя» откровенность, видимо, – способ не столько объясниться с миром, сколько ему, этому самому миру, отомстить. Эпоха биархата, предреченная нам в конце прошлого тысячелетия, что-то всё никак не наступает, и женщина продолжает стоять перед необходимостью утверждать себя и свою самость в мире монополярной маскулинности...»

Основной корпус стихов, вошедших в сборник «Би Лэю Лэю Лэй», – вполне себе в русле обычной манеры Снежаны Ра: это по-прежнему стихи «немножко юродивой, немножко гламурной, очень зрелой, очень невзрослой и отчаянно одинокой» (Т.Виноградова) обитательницы современного мегаполиса. В стихах, как и прежде, в меру жеманности, иронии, язвительности; и, как обычно – в избытке чувственности и всевозможных футуристических штучек. Есть даже заумь, которая так и называется – «Сапфическое Зау». Если не ошибаюсь, это вообще первый заумный стих на лесбийскую тему. Получилось красиво: «Би? / Би либ! / Лес / Би лэю лэю лэй / ЛесбосАп фо пар / Нок аннИб алзИн / Овь Ева би / секл би / Же! / же-же! Же-ла-ние...»

При внимательном прочтении здесь легко угадываются зашифрованные имена знаковых фигур сапфической словесности – Сапфо, Парнок и Зиновьевой-Аннибал.

Болгарский критик Ивайло Готев, так же отмечая футуристическое начало в творчестве Ра, сравнивает ее с футуристкой первой половины ХХ века Ниной Хабиас (к слову, любимой поэтессы Снежаны Ра). Отчасти это справедливо: во всяком случае, тексты Ра столь же провокационны, она так же ловко смешивает обыденное и заумное слово, она так же стремится к взрывному синтаксису. Не случайно, что именно Хабиас посвящено одно из лучших стихотворений сборника – «Нежность»: «меж нами мреж / брешь промеж / сучью любовь / мою / ешь! / в промеж / ность Евы / кость вот / кнуть и / про / вернуть любовь...»

Встречаются так же весьма любопытные опыты с комбинаторной поэзией. Вот, например, волноход (кругозвучие)  «Надя». Во всем тексте всего одно слово – собственно, имя «Надя», но при неоднократном и слитном повторении оно вдруг расслаивается и волшебным образом обретает другой смысл, а сам текст-повторение получает поэтическую завершенность и самодостаточность: «НАДЯНАДЯНАДЯНАДЯ НАД «Я» / НАДЯНАДЯНАДЯНАДЯ АД – Я»

Вообще, в плане лирической интонации и поэтических приемов сборник очень разнообразен: от нежности к брутальности, от жесткого верлибра, прошитого, однако, скрытой рифмовкой, к регулярному стиху и явной экспериментальности. Включены в сборник и два давно ставших широко известными и популярными в сети стихотворения – «Мы сами» и «Bitches Brew», в свое время вызвавших неоднозначную реакцию: от абсолютного восторга до столь же абсолютного неприятия.

Для меня же очевидное достоинство и привлекательность этой тоненькой книжки не только (и не столько) в эротической раскрепощенности стихов, но и в  том,  что Снежана Ра довольно смело пытается обогатить «тематическую словесность, укорененную, в основном, в силлабо-тонической традиции, авангардным, постфутуристическим опытом, изощренными экспериментами со словом и формой...» (Ивайло Готев).

В целом же, новый сборник поэтессы резко выбивается из мэйнстрима тематической лирики. Может, это и не новое слово, но уж точно слово свежее, интересное и пленяющее!

 

© Дмитрий Званцев: октябрь 2007

 

© «Остров». 2007. № 33.

 

 

 

 

Hosted by uCoz