Дмитрий ЗВАНЦЕВ
ЛЕСБИЙСКИЙ АВАНГАРД СНЕЖАНЫ РА
[Снежана
Ра. БИ ЛЭЮ ЛЭЮ ЛЭЙ: Тематическая лирика. – М.: Лит. журн. «Остров», 2007. 40
с.]
Третью книжку
стихов русской болгарки Снежаны Ра издал московский лесби-журнал «Остров». Для
некоторых читателей столь откровенное «самораскрытие» поэтессы стало
неожиданностью. Хотя на деле никаких особых сюрпризов Ра не приготовила. Как бы
в скобках заметим: если судить по списку участниц двух фестивалей лесбийской
любовной лирики (весна и осень 2007), к теме однополой любви все чаще
обращаются многие поэты, к этой самой любви вроде бы отношения и не имеющие.
Насколько
причастна Снежана Ра к тематической (лесбийской) субкультуре – не берусь
судить: при эпатирующей, порой очень рискованной обнаженности ее текстов и интервью,
свою личную жизнь поэтесса прячет за семью замками. Тем не менее, творчество Ра
в последнее время гораздо чаще появляется на страницах и сайтах именно
тематической направленности, а сами стихи и в самом деле все заметнее смещаются
в плоскость гомоэротического анализа.
«она была
буч матёрая лесби / я просто напрочь /
выплаканная блядь / она звалась Люба / ходила в штанах / курила не
красилась пила / материлась посылала всех нах / лицо ее некрасиво и не / имело
возраста и пола / была подстрижена под ёж / на правой груди наколка: / «КЛАРА
ЦЕТКИН – РАДУГИ ВЫШЕ!» /она меня сняла а я дала...»
«Люба шуба
дуба» - самый брутальный текст сборника (пожалуй, даже слишком брутальный). С
радикально эротическим замесом, густо пропитанный сленгом и ненормативной лексикой.
Что ж, Ра последовательна в своем вызывающем нонконформизме по отношению и к
социальному своему бытованию, да и к быту литературному. Еженедельник «НГ Ex Libris» (5.10.2006) дал весьма точную характеристику
стихам Ра: «С ТАКОЙ откровенностью женщины-поэты даже сейчас пишут о себе
нечасто. У Снежаны Ра эта отчаянная, «последняя» откровенность, видимо, –
способ не столько объясниться с миром, сколько ему, этому самому миру,
отомстить. Эпоха биархата, предреченная нам в конце прошлого тысячелетия, что-то
всё никак не наступает, и женщина продолжает стоять перед необходимостью
утверждать себя и свою самость в мире монополярной маскулинности...»
Основной
корпус стихов, вошедших в сборник «Би Лэю Лэю Лэй», – вполне себе в русле
обычной манеры Снежаны Ра: это по-прежнему стихи «немножко юродивой, немножко
гламурной, очень зрелой, очень невзрослой и отчаянно одинокой» (Т.Виноградова)
обитательницы современного мегаполиса. В стихах, как и прежде, в меру
жеманности, иронии, язвительности; и, как обычно – в избытке чувственности и
всевозможных футуристических штучек. Есть даже заумь, которая так и называется
– «Сапфическое Зау». Если не ошибаюсь, это вообще первый заумный стих на
лесбийскую тему. Получилось красиво: «Би? / Би либ! / Лес / Би лэю лэю лэй /
ЛесбосАп фо пар / Нок аннИб алзИн / Овь Ева би / секл би / Же! / же-же!
Же-ла-ние...»
При
внимательном прочтении здесь легко угадываются зашифрованные имена знаковых
фигур сапфической словесности – Сапфо, Парнок и Зиновьевой-Аннибал.
Болгарский
критик Ивайло Готев, так же отмечая футуристическое начало в творчестве Ра,
сравнивает ее с футуристкой первой половины ХХ века Ниной Хабиас (к слову,
любимой поэтессы Снежаны Ра). Отчасти это справедливо: во всяком случае, тексты
Ра столь же провокационны, она так же ловко смешивает обыденное и заумное
слово, она так же стремится к взрывному синтаксису. Не случайно, что именно
Хабиас посвящено одно из лучших стихотворений сборника – «Нежность»: «меж
нами мреж / брешь промеж / сучью любовь / мою / ешь! / в промеж / ность Евы /
кость вот / кнуть и / про / вернуть любовь...»
Встречаются
так же весьма любопытные опыты с комбинаторной поэзией. Вот, например, волноход
(кругозвучие) «Надя». Во всем тексте
всего одно слово – собственно, имя «Надя», но при неоднократном и слитном повторении
оно вдруг расслаивается и волшебным образом обретает другой смысл, а сам
текст-повторение получает поэтическую завершенность и самодостаточность: «НАДЯНАДЯНАДЯНАДЯ
НАД «Я» / НАДЯНАДЯНАДЯНАДЯ АД – Я»
Вообще, в
плане лирической интонации и поэтических приемов сборник очень разнообразен: от
нежности к брутальности, от жесткого верлибра, прошитого, однако, скрытой
рифмовкой, к регулярному стиху и явной экспериментальности. Включены в сборник
и два давно ставших широко известными и популярными в сети стихотворения – «Мы
сами» и «Bitches Brew», в свое время вызвавших
неоднозначную реакцию: от абсолютного восторга до столь же абсолютного
неприятия.
Для меня же
очевидное достоинство и привлекательность этой тоненькой книжки не только (и не
столько) в эротической раскрепощенности стихов, но и в том,
что Снежана Ра довольно смело пытается обогатить «тематическую
словесность, укорененную, в основном, в силлабо-тонической традиции, авангардным,
постфутуристическим опытом, изощренными экспериментами со словом и формой...»
(Ивайло Готев).
В целом же,
новый сборник поэтессы резко выбивается из мэйнстрима тематической лирики.
Может, это и не новое слово, но уж точно слово свежее, интересное и пленяющее!
© Дмитрий
Званцев: октябрь 2007
© «Остров». 2007. № 33.