Фаина ГРИМБЕРГ

 

 

 

* * *

 

С.М.

 

Встал туристский автобус на площади,
                                    мощёной тёмными плитками.
Быть совсем одинокой и спокойной от одиночества;
            и знать, что тебя уже никто не пожалеет, что ты - ничья.
И башни старые поднимаются кверху
                                    такими детскими пирамидками.
И выходят среди других, нет, после всех две старухи -
                                                                                      это мы -
                                                                                    это ты и я.
Ты будешь хорошей старухой.
                        Я полюблю твой тихий старческий запах,
Тот запах, который сейчас отталкивает меня от других старух,
Таких противных с этими коричнево-пупырчатыми руками,
            таких нелепых в этих платках или в этих шляпах.
И слова противные,
                                    и голос наморщенно-сух.
А ты - нет, не будешь такая.
                                                А если будешь,
            всё равно я буду слушать твои слова, чуть бессвязные.
                        Ты всё будешь сводить к похвалам себе самой,
                                    всё будешь сбиваться на это.
Будешь высматривать,
                                    забыв обо мне,
                                                            какой бы сувенир себе купить.
Будет чудесно, солнечно;
                        а я, тоже старая, не сумею обрадоваться.
                                    Буду злиться: зачем другие молоды?
                                    Буду сердиться: зачем весна, зачем лето?
Но всё равно, всё равно буду тебя любить...
И совсем никогда не состарюсь...
                                                        Буду бежать, взлетая...
Буду танцевать с тобой...
                                        Буду всё делать сама...
Я уже была старая,
                                а теперь я - молодая...
И у меня с самого детства не было человеческого ума...
А что это за морщинки?
                                        Здесь тонкие, будто бритвой,
                                    а здесь какие глубокие -
                        вот начались - и сразу - конец...
Твою ладонь прижимаю к груди, и глажу, и целую без конца...
Я знаю, что это за морщинки у тебя на пальцах:
                        это - следы обручальных колец...
А вот у меня пальцы видишь какие -
            видишь, я никогда не носила ни одного кольца...
Мы свободны...
            Мы не заняты никакими, никакими делами...
И мы ни о чём не спрашиваем друг дружку,
                                    и мимо ушей пропустим любой вопрос...
Это будет или не будет...
                                    И если всё равно не знаю,
            тогда что же мне мешает превратить нас в девочек-подростков
                                                                                    с такими лёгкими телами,
Какие бывают, когда близко видишь кузнечиков,
                                    тонких звонких стрекоз...
Мы сидим в кафе за столиком
                                                и пьём кофе из чашечек,
                        и покусываем пирожные мягкие и душистые -
                                                                        такая сценка.
Мы будто стрекозки -
                                      в нарядных платьях летних открытых
                          с пышными юбками короткими...
А в окно - сквозь листву -
                        лёгким ветерком - огромный город -
                                                                        бескрайняя стенка...
Подъезжание троллейбусов, звон трамваев;
            ощущение ветра под этими тонкими нашими девчоночьими подбородками...
И мосты...
                И дома, как дворцы...
                                                    И площади...
                И тихие улицы с домами, где люди живут, -
                          и кажется жизнь чужая теплее своей...
И это чувство свободы, свободности, за которой всю жизнь я гонюсь;
                                    как за воздушным шариком,
                        в городское небо летящим...
В лёгких босоножках так легко почти бежать...
                За стеклом витринным в магазине книжном -
                                                раскрытая сказка большая -
                                    готическими буквами - про фей,
С большим рисунком
                                    на две страницы разноцветно-блестящим...
А мы бежим и бежим по мостовой
                            сквозь отзвуки лёгкого-лёгкого, еле слышного эха...
А над чем же мы смеёмся, мы никому не объясним.
Только мы то и дело смеёмся, не сговариваясь,
                                                и прикрываем губы ладошками,
                                                            и давимся от смеха.
Потому что мы - подружки,
            и всегда смеёмся вместе над чем-то одним...

 

1985

 

Источник: альманах «Риск», 1998,  № 3

 

 

 

 

МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВ

 

«Катя в полунощен час

От един балкон...»

Калина Ковачева

 

Кончалась конференция

и далеко плескалось море

И летняя площадка ресторана при гостинице

светилась лампами и фонарями там внизу

Там музыканты в легчайших рубашках и темных брюках били

                                                                    в архаические бубны

          играл аккордеон густым звучанием варенья сладкого

                                       из лепестков душистой тонко розы

И музыкантам архаически совали в рот кусочки

          халвы восточной и локума

как на свадьбе

в османском городе,

где высится прекрасный минарет

над куполом церковным византийским

Так было в эту ночь

А на балконе

стояла Катя

Вдруг я подняла глаза

      я посмотрела вдруг

        она стояла

   напротив моего балкона

и она была

до пояса видна мне

И зеленое и легкое, почти древнеегипетское древнегреческое платье

летало в летнем ветреце

и схватывало тело, как рисунок

простым карандашом бросающий на лист бумаги...

Она стояла

опираясь на перила длинными и легкими руками

такими юными нагими

Так она стояла

Слова бежали и летели

           быстрые ко мне

слова – «сияние», «сверкание» и «счастье»

слова – «отчаяние», «больно» и «светло»

Ветрец славяно-тюркский овевал

цыганское солнце – луна – озаряла

черные волосы гривой кобылицы сказочной взвивались

белые зубы улыбкой ласковой неизбывной улыбались

и шею девушки

   и впадинку между ключичек

и ласковые черные глаза

Я тоже улетала, распадалась телом,

 хотела никогда себя не видеть,

не представлять, какая я глазами разных

других люде

Хотела эти груди

такие выпуклые круглые

  припасть и целовать

  и целовать щекотно-нежно волоски подмышки

И знать, что надо мной глаза сияют чернотою светлой

Мы ели баницу – пирог приятный с брынзой

Мы странно угощались

пили пиво из огромной кружки

ликер кайсиевый лизали

и совали в рот друг дружке

поджаренные жаркие фисташки,

чтобы вкус горячих липких пальцев почувствовался

Рассмеялись мы

И щелкнуло окошко,

на столике коричневом чуть выпуклое засветилось

запело и заговорило и затанцевало

Начался прелестнейший Малхолланд драйв

И я пошла с корзиной вышивок по коридорам

вдоль разузоренных веселых стен

по галереям еле слышно я зашелестела

подолом, покрывалом,

так сияюще расшитым точечными блестками

И вот передо мной уже стоит

султанша Сафие

блecтя, сверкая бархатом и шелком,

корсажем, юбкой, перьями павлина,

румянами, отбеленным лицoм,

бровями начерненными

и чернотой волос

Она сияла

А вокруг сверкали и блестели разодетые служанки

И топал в платьице посеребренном карлик шут

и тонким голоском кидал остроты

                                             которые не скажешь при мужчинах

                  И женщины смеялись белыми зубами

И вот она спросила:

«Как тебя зовут?»

Я поклонилась и ответила:

«По-иудейски Маликá – «царевна», а по-исдански – Эсперанса –

                  «умýт» – «надежда»!»

И она склонила головы убор,

проговорила:

«Алафранга хорошо тебя зовут!»

Мы ели патладжаны и омлет с инжиром

А потом мы правили страной

империей

назло всем этим разным

послам венецианским и австрийским

Но это было всё равно

И мы сжимались в точку

в горячечный бутон Вселенной нерожденной

и распускались расцветали как планеты и цветы

Малхолланд драйв!

Малхолланд драйв

Вставай, любимая, ты умерла!

Вот так кончается Малхолланд драйв.

Но все равно ведь никогда не будет нас

а только на узорах красных золотых –

блик солнечный, легчайший полутон.

Я медленно вычерчиваю эти буквы:

«Катя в полунощен час

От един балкон»

«Катя в полунощен час

От един балкон»

Малхолланд драйв – безумные слова

Малхолланд драйв – волшебные слова

а не какое-то шоссе,

ведущее в никуда

 

(Закончено в апреле 2007 г.)

 

 

Источник: журнал «Остров». 2007. № 31. С. 28-30.

 

 

 

 

Дочери Сапфо (Главная страница)

 

Сайт Снежаны Ра

 

 

 

Hosted by uCoz