Элла ДЕРЗАЙ. МАЗОХИЗМ ДАЛЕКИХ МНОГОТОЧИЙ  

*********

окошко в мир

бренчит-гремит от ветра
прозрачное, светлое,
но безнадежное,
ведь выходит в тупик.
хоть шторы, хоть ставни
глухие и гулкие,
с щелями, яркими - изнутри,
хоть гладкая свежесть
чистого стекла.
все одно - там тупик.

но виден краешек неба,
который все извиняет.


*********

непосильное

трогаю большой синяк на ягодице:
он мне кажется орденом за храбрость.
а ведь он - всего лишь последствие
вчерашней встречи с тобой.
размышляю, каким из способов
высмеять свой нелепый восторг
перед этим свидетельством твоей страсти.
но отлично знаю: задача непосильная


*********

путешествия

летом я катаюсь на поездах дальнего следования,
туда-сюда-и-еще-немного-на-северо-запад.
а ты лежишь на пыльной и скучной постели
и глядишь в потолок, тебя пугает движение.
я превращу тебя в красный воздушный шарик,
привяжу к рюкзаку, набитому мыслями в консервах,
и буду (глупенькая!) повсюду таскать за собой,
пока ты не лопнешь от новых впечатлений.
но что для меня такая поломка? пустячок!
я поцелую тебя в лоб и накормлю шоколадом,
он поднимает тонус даже у впавших в летаргию.
наутро ты снова взлетишь, усталость исчезнет.
странная штука: ехать и лететь одновременно.
но этому нетрудно научиться, когда я рядом.


*********

спокойно!

запутавшись в моей изысканной длинной юбке,
наслушавшись моих таинственных тихих песен,
налюбовавшись до отчаянья моей нездешней улыбкой,
ты спокойно удаляешься, оставляя меня смятенной.

больно - справа,
хотя сердцу полагается быть с другой стороны.
ищу твои губы,
а ты непреклонно подталкиваешь меня к выходу.
забываю, как дышать,
и спасает только то, что мой опыт не уникален.
раз смогли другие,
то для среднестатистической меня не будет трудно…

…носить свои расписные шифоновые штучки без тебя,
напевать незнакомые космические мелодии одной,
улыбаться столь же трепетно и нежно в пустоту
и спокойно ждать дня, когда снова появишься ты.


*********

погосты

поездка должна быть
напоминанием
о бренности мира.
или зачем вдоль железной дороги
кладбища?
такие странные маршруты
сделаны намеренно:
для устрашения пассажиров.
в селениях, где погостов не видно
из окошка поезда, -
запустенье и смерть.


*********

бессилие

я безнадежно далеко и не могу коснуться тебя.
я почти бессильна, пока ты не вспомнишь мой вкус,
мой запах, мой голос, мой смех, мои прикосновения...
не забыл? видишь, за окном колышутся деревья?
я кричу тебе из тумана, отдай мне часть твоей боли!
или всю ее, мне не повредит, я найду в ней стимул,
потому что она - твоя. не примешь этой жертвы?
и я бы отвергла подобный печальный подарок.


*********
триптих

1. степное

поезд отправляется со второго пути
раскаленные ковыли машут ему вслед
и гравий скатывается с насыпи
потревоженный, но равнодушный
я стою в гремящем пыльном тамбуре
и размышляю, вглядываясь вдаль:
эта белая плотная жара - рай или ад?
и если ад - то почему здесь так спокойно?

2. ад

ад - это щемящая тревожность,
предчувствие неумолимости конца
и в то же время уверенность
в невозможности его достижения.
ад - это телефон, который не звонит
хотя уже три часа ночи, а тебя нет.
и появляется стойкое ощущение,
что тебя вообще не существует.
ад - это другие, сказал мудрец.
те, кто смеется нам в лицо,
в самые трагические моменты,
и те, кто притворно сочувствует.
ад - это огромное колесо,
в котором мы все маленькие зверьки,
лишенные возможности выбора,
и крепко привязанные к условностям.
ад - многоточия вокруг нас.

3. многоточия

иногда - это таинственное молчание,
за которым сокрыто невысказанное.
в другой раз - это тихое недоумение:
вскидываешь брови и пожимаешь плечами.
а порой это неспособность выразить мысль:
ловишь ее сачком, мотылька-однодневку,
но она улетает, оставляя почти пустоту.
а у тебя это слезы. те, что не стали каплями
а остались внутри тебя, ведь так было надо.
но когда их скопилось слишком много,
они упали на бумагу, превратившись в точки.
ты сберегла тишину вокруг, в этом твоя сила


*********

с тобой
и
без тебя

каждая минута как жизнь,
…наполненная жарким смыслом
и упругим словом - с тобой.
…иссушающе пустая, холодная, немая - без тебя.

каждый взгляд в зеркало - встреча
с новым человеком из иного мира,
…неестественно счастливым,
дарящим еще большее счастье - с тобой,
…позабывшим все свои стихи и песни - без тебя.

каждый вдох приближает расставание или встречу.
…я стараюсь дышать пореже - с тобой,
(хотя ты не даешь мне такой возможности.)
…лихорадочно чащу: скорее!
(обложили, поймали в ловушку!) - без тебя.


*********

дома и люди

облупившаяся краска,
потускневшие, видящие во сне
былую роскошь фасады...
унылые старухи,
пыльные старики,
потерявшие все,
кроме блеска глаз,
утопающие в сшитых лет сорок назад
одеждах...

дома похожи на своих хозяев.
под дождем они плачут,
стараясь замаскировать слезы.
если потом резко приходит жара,
их лица туманятся,
а на чердаках клубится пар -
кипящие пастеризованные воспоминания.
я сижу под самой крышей и слушаю
их шепот, шаманские песни и жалобы.


*********

фантазии

летняя степь,
горячее небо,
горько-пряное,
почти белое.
иду босиком
по острым граням
гофрированной земли,
заросшей колючками,
лекарственными травами
и серебряными нитями.
воздух вокруг сияет
разноцветными стрекозами
и фантазиями
в стиле садо-мазо.


*********

в этом мире другие рифмы
тут рифмуются степь и солнце
старый хутор, горчичное поле,
миг и вечность,
земля и небо,
пустота и пустая слава,
боль и счастье...

фонетической близости тлен
вдруг становится очевиден…

ковыли сливаются с ветром,
облака целуются с лужами,
а тебя здесь нет, но есть рифма
догадаешься с первого раза?


*********

айя

июльскими ночами айя плавает в море одна,
но на берегу непременно должны ее ждать.
кто-то, боящийся теплой воды или темноты.
но не рискующий оставить айю одну.

когда она появляется на лунной дорожке,
обнаженная, близорукая и хохочущая,
ее спутник счастлив просто потому,
что она вернулась, смогла и в этот раз.

и большей власти над миром ей не надо,
чем дарить кому-то эту смешную радость,
хотя айя втайне надеется, что кто-то из них
бросится в волны следом, разобьет заклятье.


*********

мазохизм

синяки на озябших коленках:
ты думаешь, я не специально
налетаю на стены и мебель?

расцарапанные до темной крови
заледеневшие, узкие ладошки:
до вскрика впиваюсь в них
криво обрезанными ногтями,
и пытаюсь убедить себя,
что это очередная случайность,
всплеск эмоций, причуда лета.
и я себе верю (почти), мой милый.

а те, кому я близка, кому улыбаюсь,
стряхивая нахальные слезы
с ресниц
и вытирая их мизинцами,
принимают мою невольную ложь,
но я явственно слышу за спиной
их сочувственный, ласковый шепот.

они ошибаются, страдание - радость,
а всякий стон отчаянья - счастье.
не следуй их примеру, рассмейся!


*********

одиночество

динозавры под кожей
доживают свой век
(не?) короткий.
шебутные
шмели и термиты
в черепной коробке.
в сердце и печени
белые мрачные волки.
а по венам кочуют иглы
злых дикобразов,
навалились разом,
чтобы наружу выйти.
разорвали на тысячи слов
и капелек крови,
разнесли по своим мирам,
развеяли и забыли.
будто не было…

не зови,
к телефону
никто
не подходит.


*********

как ломит виски: я есть или меня уже здесь нет?
пытаюсь кричать, но молчание склеило мне рот,
как липкая сладкая вата, до спазма и паники.
вспомнив твое имя, я верну способность говорить,
но где оно? затаилось в эротическом июльском мареве,
или засыпано бесконечными рядами многоточий?
которые есть лишь отражения моей или твоей любви?
где-где-где, - отвечает настырное внутреннее эхо.
мне не хватает одного усилия, чтобы преодолеть
свое утомительное сиротство и отрешенность от тебя.
я падаю в траву и затихаю, разглядывая игру облаков,
онемела, застыла, уснула... разбуди меня поцелуем!


*********

десерт

это не я, это ветер
меня нет, я уже на цейлоне,
а может, на севере швеции,
или - банально - в париже.
главное - что не выше.

это не я, это солнце,
желтое и беззаботное,
от него на цейлоне жмурятся,
и, конешно, на севере швеции,
и даже - банально - в париже.

это не я, это слово,
которое? неизбежность.
одинакова на цейлоне,
на юге и севере швеции
и даже - банально - в париже.


02-08.2004г.

(с)2004: Элла Дерзай


Страница Эллы Дерзай на сайте Байда.ру

Hosted by uCoz